Эксперт-Урал,
15 декабря 2014 г.
Временная передышка 2445 просмотров
Повышение тарифов на ОСАГО лишь отсрочило проблемы отрасли. Если не будут пересмотрены региональные коэффициенты, в 2015-м стоит ждать очередного кризиса: компании будут нести убытки, сворачивать продажи, у потребителей вновь возникнут трудности с приобретением полисов.
Негативные тенденции на страховом рынке усиливаются. По расчетам аналитического центра «Эксперт-Урал», за девять месяцев этого года общий прирост премий к аналогичному периоду прошлого года на территории Урала и Западной Сибири снизился до 4,2% (за полугодие он составил 5%). Особенно сильно в третьем квартале сдало автострахование, если за шесть месяцев этого года сборы выросли на 1,4%, то за девять месяцев — всего на 0,3%. При этом сборы по каско сократились на 4,5%, ДСАГО — на 16,3% и только по ОСАГО страховые компании увеличили премии на 5,9%. Один из основных факторов — снижение объемов продаж автомобилей.
Чуть больший прирост за девять месяцев (5,1%) в сравнении с полугодием (4,4%) показало ДМС. На том же уровне сохранилась динамика страхования банковских заемщиков (11,4%). При том мы видим, что значительно более высокими темпами растет страхование жизни, а вот страхование от несчастных случаев и болезней в целом по рынку падает. Впрочем, все зависит от конкретной политики отдельных игроков. Так, «Сбербанк страхование» предлагает клиентам продукты, связанные исключительно со страхованием жизни, «Хоум Кредит страхование» — только страхование от несчастных случаев, а «Русский стандарт страхование» продает обе линейки.
Уверенный рост показывает страхование имущества — 13,1%, правда, доля этого сегмента составляет всего 10%. Прочие виды страхования, в совокупности составляющие 6% от всех премий, на Урале сократились на 2,4%. Если рассматривать этот блок детально, мы видим значительный — 22,9% — рост в сельхозстраховании и существенное снижение по страхованию ОПО — 38,6%. Это связано с проведением переклассификации опасных объектов.
Основной вклад в отрасль по-прежнему вносят каско и ОСАГО, их доля на Урале составляет по 23% всех сборов. Из 20 крупнейших компаний на Урале у 15 автострахование дает свыше 50% премий, у восьми — более 70%.
С одной стороны, в третьем квартале произошли долгожданные изменения в законодательной базе по ОСАГО, в частности введено безальтернативное прямое возмещение убытков, повышен лимит выплат по европротоколу и введена процедура обязательного досудебного урегулирования убытков. С другой стороны, 1 октября в силу вступили поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие выплаты по железу со 120 до 400 тыс. рублей (с 1 апреля 2015-го со 160 до 500 тыс. рублей возрастет страховая сумма за вред здоровью). 2 октября ЦБ повысил базовые тарифы в самых массовых сегментах на 23 — 30%.
Пока прошло слишком мало времени, чтобы на цифрах можно было показать влияние этих новаций, но судя по тому, что компании по-прежнему уклоняются от продажи полисов без дополнительных страховок, повышения только базовых тарифов недостаточно. Страховые компании при продаже полисов каско учитывают гораздо больше параметров, в том числе возраст, стаж, и применяют совсем другие региональные коэффициенты.
Не так давно рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало исследование «Региональные коэффициенты: повышать нельзя снижать». За 11 лет регионального существования ОСАГО коэффициенты пересматривались только один раз — в 2011 году. И только для нескольких субъектов РФ. По мнению аналитиков, повышение тарифов на ОСАГО даст рынку лишь «временную передышку». В 2015-м стоит ждать очередного отраслевого кризиса: комбинированный коэффициент убыточности-нетто (ККУ-нетто) по автогражданке в 66 регионах превысит 100%, в 38 — 120%, в четырех — 160%. Большинство компаний будут нести убытки, надежные страховщики начнут сворачивать продажи, у потребителей вновь возникнут трудности с приобретением полисов и урегулированием убытков.
На Урале самая тяжелая ситуация сложится в Челябинской области. Здесь без корректировки регионального коэффициента ККУ-нетто в 2014 году составит 121%, в 2015-м — 137%. Лучше остальных чувствует себя Тюменская область: ККУ-нетто в 2014-м — 93%, но в 2015-м — будет уже 103%. По мнению «Эксперт РА», региональные коэффициенты ОСАГО должны быть пересмотрены в 63 субъектах РФ, в том числе и во всех уральских.
Продолжается и количественное сокращение игроков. В этом году с российского рынка ушли два западных страховщика: голландская группа Achmea продала свою российскую дочку СК «Оранта», а группа Zurich — СК «Цюрих». Обе компании специализировались на автостраховании. Группа Zurich уходит из розничного бизнеса, оставляя за собой компанию «Цюрих надежное страхование», которая занимается корпоративным сегментом, а СК «Цюрих» в скором времени сменит название.
Представляя планы новых собственников, группы Олма, генеральный директор СК «Цюрих» Игорь Фатьянов назвал следующие причины ухода западных акционеров. По его словам, параметры рынка каско в России и на Западе сильно отличаются. Там автострахование очень рентабельный бизнес, прежде всего потому, что имеется единая база страховых случаев и во всех компаниях клиент получает одинаковые коэффициенты за аварийность: «Каждый человек должен получать ту цену, которая нужна именно для него. Уравниловка приводит к тому, что плохие водители и дальше ездят плохо, собирая косвенно через механизм страхования деньги с хороших». Второй фактор — у западных коллег на порядок меньше комиссии агентам, 15% для Европы и США считается крайне высокой мотивацией, а для российского рынка — крайне низкой. Эксперты обращают внимание и на высокий уровень мошенничества.
На следующий год участники рынка строят неутешительные прогнозы. Кроме снижения спроса на все виды продуктов, ожидается рост выплат по действующим договорам. Рост курсов иностранных валют, инфляция отразятся на всех видах страхования, но прежде на каско и ОСАГО: львиная доля затрат в ремонте автомобилей приходится на импортные запчасти. Страховые компании уже отреагировали на эти вызовы поднятием тарифов по каско, а ОСАГО стало еще менее привлекательным.
Сергей СЕЛЯНИН
Рейтинг крупнейших страховых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 9 месяцев 2014 года Лидеры по сегментам страхования по итогам 9 месяцев 2014 года
Лидеры в сегменте автокаско на Урале по итогам 9 месяцев 2014 года Лидеры в сегменте ОСАГО на Урале по итогам 9 месяцев 2014 года
Вся пресса за 15 декабря 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Динамика рынка, Рейтинги, Игроки, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|